Архив новостей

 
03.03.2016 Литературно-сценарный семинар имени братьев Стругацких

        На первый взгляд литературно-сценарный семинар имени Братьев Стругацких, проходящий каждый последний понедельник месяца в Доме писателей на Звенигородской 22, мало напоминает знаменитый семинар самих братьев. Другие люди, другая структура проведения занятий, другие тексты – нет ни адвоката, ни прокурора, и даже как таковых законченных произведений для разбора тоже нет, ибо на семинар представляются только концепты, задумки или выражаясь современным языком – синопсисы будущих шедевров. Причем, как явствует уже из названия, не только литературных, но и кинематографических. Но этот семинар далеко неслучайно носит их имя и является своеобразным наследником, так как именно он, пожалуй, ближе прочих по духу не столько даже к семинару братьев Стругацких, сколько к их собственному творчеству – ибо в корне ломает устоявшиеся стереотипы литературной учебы. Что, собственно, делали и сами великие братья, начиная с самых первых своих романов.

Начать с того, что, как уже упоминалось, на обсуждение представляется не законченное произведение, а его концепт, краткое содержание на две странички, нечто вроде сценарной заявки. И такой подход при ближайшем рассмотрении выглядит куда более правильным, чем традиционный, когда обсуждается уже написанный и выстраданный автором текст. Серьезно и глобально править уже состоявшееся произведение решится не всякий автор, даже если и сам убедился в его неудачности —  это требует слишком много усилий и времени, и потому по итогам обсуждения на семинарах правку, как правило, вносят лишь косметическую или даже просто корректорскую – если вообще вносят, — не затрагивая базовых идей и структур, даже если в них и заключаются основные ошибки и недочеты. При обсуждении же текста на этапе начального планирования автор получает возможность не только взглянуть на него со стороны, но и в спорах с другими участниками семинара как точнее сформулировать закладываемую в текст идею, так  и выбрать наилучшие способы ее подачи читателю.

Второй необычностью семинара является так называемый «мозговой штурм», которому посвящена вся вторая часть занятия. Суть этого штурма точнее всего была сформулирована первым руководителем семинара Лазарчуком – «что мешает этому тексту стать мировым шедевром и что в него надо добавить, чтобы он таковым стал?»  То есть основная часть занятия посвящена тому, что обычно категорически запрещено на любых литературных семинарах-курсах-тренингах – а именно «додумыванию за автора». Интересно что такое додумывание куда большую пользу приносит даже не автору обсуждаемого произведения – хотя и он при желании может вынести из него много ценного! – а самим участникам обсуждения и додумывания, стимулируя их фантазию и тренируя творческое мышление. На чужих ошибках учиться всегда проще, но и чужие удачи тоже видны куда явственнее собственных, и на них тоже учиться легче.

Сценарная составляющая и регулярные блиц-обсуждения на тему «А не получится ли из этого сценарий и что для этого нужно изменить?» — тоже немаловажная часть учебы и еще одна связующая нить с Аркадием и Борисом Натановичами, ибо и они посвятили сценаристике немалую часть творческого времени.

Так что литературно-сценарный семинар имени братьев Стругацких далеко не случайно носит столь громкое имя – он достойный продолжатель достойного дела.

Злата Линник по впечатлению от последнего семинара: «Хочу повторить вслед за остальными участниками: огромное достоинство его состоит в том, что здесь разбираются задумки, черновики в первом приближении. На этой стадии гораздо легче что-то поменять, выстроить, привести в соответствие с логикой.

Итак, обсуждали попытку представить в виде фильма мою повесть «Двуликая Яна». Конечно, я волновалась: критика, хоть конструктивная и вполне дружеская – все равно критика. Так как заметки, сделанные от руки, я сама не в состоянии потом прочитать, решила воспользоваться достижениями прогресса и все записывала на диктофон. Услышала много ценного, как для будущего фильма, так и для повести, которую я еще буду доводить до ума. А закончилось все неожиданно – предложением всем вместе подумать о подростковом сериале по мотивам моей повести. Прекрасная идея!  Интересно, что у нас всех получится».

Светлана Тулина

Об издательстве

ИЗДАТЕЛЬСТВО
СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Мы издаем книги за счет средств авторов или средств, привлеченных со стороны.

Разрабатываются серии: 
- для иностранных авторов,
- для российских авторов.

Издаем: 
- сборники начинающих авторов,
- сборники литературных объединений,
- аудиокниги.

Мы не только издаем книги, но и занимаемся их продвижением

ПРИОБРЕСТИ КНИГИ,
ВЫПУЩЕННЫЕ ИЗДАТЕЛЬСТВОМ,
МОЖНО, СДЕЛАВ ЗАКАЗ
по e-mail:
souyzpisateley@mail.ru
по телефону:
+7 911 188 3277
ВНИМАНИЕ! Номер телефона
только по вопросам реализации книг.






Директор издательства Сергей Игоревич Арно

Тел.: 8 921 659 71 32
e-mail: souyzpisateley@mail.ru